Айртон Сенна (Ayrton Senna)

Ayrton Senna Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира Формулы-1, трагически погибший в 1994 году на Гран-При Сан-Марино в Имоле.

Айртон родился в Сан-Паулу в богатой бразильской семье землевладельца. Отец всячески способствовал развитию гоночного таланта сына, посадив его в четыре года за руль карта. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, где в 1977 году выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. С 1982 года он начинает выступать под девичьей фамилией матери — Сенна, поскольку его родная фамилия да Силва была слишком популярна в Бразилии. В 1982 году Сенна побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. В 1983 году он становится чемпионом британской Формулы-3, в течение этого года он тестирует машины команд Формулы-1 — Тоулман, Уильямс, Макларен, Брэбем, после чего в 1984 году ему находится место в одной из команд Формулы-1 - Toleman. В этой сравнительно небольшой команде он проводит один сезон, после чего в 1985 переходит в более сильную конюшню - Лотус, переход сопровождается трениями с командой Toleman, так как контракт с ней был подписан на два года и Toleman не хотела отпускать сильного пилота. Уже во второй гонке за Лотус он одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за Лотус с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По ходу 1987 года у него установились хорошие отношения с компанией Honda, и когда в конце сезона истек контракт с Лотус, его пригласили в команду Макларен, которая использовала моторы Honda. В 1988 году напарником Сенны по команде Макларен был Ален Прост, который на тот момент был уже двукратный чемпион мира, с этим человеком у бразильца связано долгое соперничество, которое получило большую огласку в СМИ и переросло во вражду между пилотами. В этом же году Сенна становится чемпионом мира. В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Стоит отметить, что ранее подобные нарушения вообще не наказывались маршалами.


В 1990 Прост не выдержав конкуренции бразильца переходит в Феррари. В конце сезона история повторилась, ситуация в чемпионате позволяла Сенне стать двукратным чемпионом при сходе Проста. И вот опять, на предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартует с поула, Прост второй, но он находится на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь нагнав Проста допустил столкновении, что привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Конечно данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был.



В 1991 Айртон становится трёхкратным чемпионом мира. В 1992 команда Вильямс существенно прибавила и Макларен оказался лишь на 4 и 5 местах по итогам чемпионата. В 1993 победное шествие Вильямс продолжилось уже во главе с Простом, который завоевал свой четвертый в карьере титул, красиво завершив свою карьеру, Айртон второй. В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика, как и жизнь ещё одного пилота, новичка Ф1 - Роланда Ратценбергера.

Гран При Сан-Марино вошёл в историю Формулы-1 как "Чёрный Уикенд". Гран-При не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующем фото Сенна наблюдает за аварией Рубенса по монитору.



На следующий день во время квалификации у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже «Villeneuve» его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер.


Многие говорили о том, что гонку следует отложить. И сам Айртон Сенна на пресс-конференции сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так: «Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое — идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, заработав накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами (Lotus) и Юрки Ярви Лехто (Benneton). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них, получивший наиболее тяжелые травмы, впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот «Tamburello» Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. Медики дали следующее заключение: Смерть в следствии большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он скончался.





Версия с поломкой рулевой колонки была признана итальянским судом наиболее достоверной, несмотря на то, что экспертам так и не удалось достоверно определить произошла ли поломка непосредственно перед инцидентом или всё же в момент удара. Существует ещё одна версия, которой придерживаются в фильме National Geographic (см. видео внизу). По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота. Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами на которых, сотрудники команды Williams обвинялись в непредумышленном убийстве, многие утверждали, что команда намеренно скрыла факты и те несколько недостающих секунд предоставленной ими записи, а журналисты окрестили всё это "Чёрной главой в истории Формулы-1". 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директор Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины.

В болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг, он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память об ушедшем накануне Ратценбергере!

Видео того злополучного "Чёрного Уикенда" с аварией Рубенса и двумя фатальными инцидентами Ратценбергера и Сенны. Ссылка на ролик (обязательно посмотрите).

Ещё одно видео аварии.


Небольшой фильм National Geographic об Айртоне Сенне.
Часть 1 (авария и предыстория)


Часть 2 (причины)



Статистика в Формуле-1

Айртон Сенна - подробная сводная статистическая информация по карьере в Формуле-1. Данные представлены на момент проведения его последнего гран-при в 1994 году.

Страна Бразилия
Место рожденияСан-Паулу, штат Сан-Паулу
Дата рождения1960-03-21
Дата смерти01.05.1994
Место смертиБолонья, Италия
Сезонов в Ф111
Чемпион мира 1988 1990 1991
ДебютБразилия, Жакарепагуа, 1984
Последнее участиеСан-Марино, Имола, 1994
Гран-при162
Победы41
Первый победный гран-при№ 17 Португалия, Эшторил, 1985
Поулы65
Лучшие круги19
Подиумы80
Старты с первого ряда87
Лучший финиш1
Лучший старт1
Дубли (поб+поул)29
Хэт-трики (поб+поул+б.круг)7
Очки614
Гран-при в очках96 из 162 (59%)
Кругов в гран-при8216


9






4






4






3






1






2






1






1






4






2






43







Выступления в карьере

Список всех команд Формулы-1, за которые выступал гонщик с итоговой информацией по каждому сезону.

КомандаСтОчкПобПодЛФЛСПоулЛ.крМест
1984Toleman151332319
1985Lotus16382611734
1986Lotus1655281184
1987Lotus16572811133
1988McLaren1690(94)811111331
1989McLaren166067111332
1990McLaren1678611111021
1991McLaren169671211821
1992McLaren16503711114
1993McLaren16735711112
1994Williams311343


Победы

Все победы за карьеру в F1.

Гран-приДатаКомандаСтартПогода
1
21/4/1985
Lotus1
2
15/9/1985
Lotus2
3
13/4/1986
Lotus1
4
22/6/1986
Lotus1
5
31/5/1987
Lotus2
6
21/6/1987
Lotus2
7
1/5/1988
McLaren1
8
12/6/1988
McLaren1
9
19/6/1988
McLaren1
10
10/7/1988
McLaren3
11
24/7/1988
McLaren1
12
7/8/1988
McLaren1
13
28/8/1988
McLaren1
14
30/10/1988
McLaren1
15
23/4/1989
McLaren1
16
5/7/1989
McLaren1
17
28/5/1989
McLaren1
18
30/7/1989
McLaren1
19
27/8/1989
McLaren1
20
10/1/1989
McLaren1
21
11/3/1990
McLaren5
22
27/5/1990
McLaren1
23
10/6/1990
McLaren1
24
29/7/1990
McLaren1
25
26/8/1990
McLaren1
26
9/9/1990
McLaren1
27
3/10/1991
McLaren1
28
24/3/1991
McLaren1
29
28/4/1991
McLaren1
30
5/12/1991
McLaren1
31
8/11/1991
McLaren1
32
25/8/1991
McLaren1
33
11/3/1991
McLaren1
34
31/5/1992
McLaren3
35
16/8/1992
McLaren3
36
13/9/1992
McLaren2
37
28/3/1993
McLaren3
38
4/11/1993
McLaren4
39
23/5/1993
McLaren3
40
24/10/1993
McLaren2
41
11/7/1993
McLaren1


Результаты сезона 1994

Результаты всех сессий уикенда по выбранному сезону. Для смены сезона воспользуйтесь ссылками под таблицей.

Гран-приКомандаПЗВремяСтОЧ
1WilliamsRetSpun off1
2WilliamsRetCollision1
3WilliamsRetFatal Accident1
Данная таблица по другим сезонам:


НОВОСТИ О ПИЛОТЕ:
26-го апреля выйдет фильм о борьбе Брандла и Сенны
25.04.2016
Сталлоне: После гибели Сенны я не мог снимать фильм о нем
23.01.2016
Масса сядет за руль болида Кеке Росберга и Айртона Сенны
12.01.2016
Сталлоне продал шлем Сенны
26.12.2015
В Williams готовятся к Autosport International
23.12.2015
В Сан-Паулу нарисовали граффити с Сенной
07.11.2015
Алонсо считает, что Хэмилтон может выиграть шесть титулов
27.10.2015
Уэббер: Шумахер был особенным
07.10.2015
Карт Сенны вновь выехал на трассу
11.08.2015
Хэмилтон: Три смерти пилотов оказали на меня очень сильное влияние
24.07.2015


Комментарии к данной странице

гаврик (гость)#12

Сенна ты лучший

19/04/2016 21:42

Anrew (гость)#11

он был Лучший! человек с невероятно доброй душой!

16/12/2015 23:49

Александр Семенов (гость)#10

Да, что хотел бы добавить, я не акула интернета, но приятно, что есть такие странички... И борьба в то время была честной, потом стала коммерческой, это плохо. И фформулу уже давно не смотрю. Закончил Хаккиненом.. в его начале... сейчас уже и не знаю, что там и как.... перевелись богатыри... как и Русский хоккей(((( за РОДИНУ бороться надо!!! за НАРОД!!! а не за гонорар, глядишь и БОГ даст,) как гвориться... Всем удачи))) кто помнит, болел,любил , те сарые королевские гонки.... классикааа!)

06/12/2015 03:23

Александр Семенов (гость)#9

мне тогда было 14, уже года три на тот момент болел за него, Прост, Альцен, Хилл, не тянули вообщеееее!!!! Шумахер показался. По выходным тогда транслировали матчи формулы, Конюшня Роста, может кто помнит... смотрел как погиб СЕННА, но обьявили то уже в самом конце гонки. она ведь не прекратилась. Что сказать... ЛУЧШИМ ВСЕГДА ХУДО! СЛАВА ТЕБЕ СЕННА да СИЛЬВА !!!!

06/12/2015 03:02

рина#8

Он - лучшее, что было в Формуле1. Второго такого не будет

20/04/2015 16:01

Иван#7

Этот удивительный человек-Волшебник! СЕННА-ЛУЧШИЙ В F1! Просто нет слов,одни эмоции!!!

20/03/2015 10:14

Иван#6

Сенна буквально чувствовал свою смерть и в прошлый день в субботу погиб еще один гонщик

14/03/2015 10:56

николай#5

смотрю формулу 1 с 1992 года, сразу же начал приглядываться к Аиртону Сенне, читал, до этого про него в газетах и действительно с тех времен,как его не стало, не видел ни у кого, такого красивого, профессионального стиля вождения. Из машины выжимал максимум,что она могла дать.В дождь даже на слабой машине ему не было равных, объезжал всех как стоячих,

03/03/2015 21:45

Марк#4

видео http://f1report.ru/video/black_imola_1994.mp4 в конце статьи задушу взяло... Так жаль(...

17/12/2014 13:42

Денис#3

Айртон Сенна был чудесным,потрясающим и одним словом "волшебником" на трассах Формулы 1. Я смотрел Формулу 1 с участием Сенны 1992-1994г.Но... Когда Сенна вылетел с трассы Гран- при Сан_Марино, на повороте "тамбурелло" пришёл в ужас. Ведь такой молодой пилот,как Сенна,ему жить да жить,но эта гонка для него была последней... Как жаль, что Айртона Сенны больше нет с нами. Царство ему Небесное!

14/12/2014 18:09

Денис#2

Айртон Сенна был чудесным,потрясающим и одним словом "волшебником" на трассах Формулы 1. Я смотрел Формулу 1 с участием Сенны 1992-1994г.Но... Когда Сенна вылетел с трассы Гран- при Сан_Марино, на повороте "тамбурелло" пришёл в ужас. Ведь такой молодой пилот,как Сенна,ему жить да жить,но эта гонка для него была последней... Как жаль, что Айртона Сенны Больше нет с нами. Царство ему Небесное!

14/12/2014 18:07

дмитрий#1

я горжусь этой планетой на которой есть такие ЛЮДИ как СЕННА

14/12/2014 15:52

Имя:

Введите число 155 (антиспам)

Текст сообщения:

Получать уведомления о новых сообшениях на email
(не обязательно):


Рейтинг@Mail.ru ?????? ??????????? Воспроизведение материалов сайта возможно только с активной прямой ссылкой на http://f1report.ru
© "F1Report". Все права защищены. (0.39 сек.)
Новости
Новости Формулы 1
RSS-канал новостей
Мы в Контакте
Наш твиттер
Мы в Facebook
Новости сайта
Сезон 2016
Чемпионат
Календарь
Таблица результатов
Составы команд
Сравнение в гонке
Сравнение в квалификации
Тесты
Сочи 2016
Монако 2016
Результаты уикенда
Трасса и статистика
Конкурс прогнозов
Быстрый прогноз
Войти в конкурс
Все этапы конкурса
Монако 2016
Рейтинг участников
Выход
Статистика
Все сезоны F1
Пилоты
Команды
Трассы
Гран-При
История
Памяти Айртона Сенны
Ники Лауда и Джеймс Хант
Зрелишные аварии
Черная страница F1
Сайт
Контакты
Реклама
Карта
Партнеры
Гостевая
Форум