Айртон Сенна (Ayrton Senna)
Айртон Сенна - сводная статистическая информация по карьере в Формуле-1. Данные представлены на момент проведения его последнего гран-при в 1994 году.
Умер 30 лет назад |
|
Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира Формулы-1, трагически погибший в 1994 году на Гран-При Сан-Марино в Имоле. Айртон родился в Сан-Паулу в богатой бразильской семье землевладельца. Отец всячески способствовал развитию гоночного таланта сына, посадив его в четыре года за руль карта. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, где в 1977 году выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. С 1982 года он начинает выступать под девичьей фамилией матери — Сенна, поскольку его родная фамилия да Силва была слишком популярна в Бразилии. В 1982 году Сенна побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. В 1983 году он становится чемпионом британской Формулы-3, в течение этого года он тестирует машины команд Формулы-1 — Тоулман, Уильямс, Макларен, Брэбем, после чего в 1984 году ему находится место в одной из команд Формулы-1 - Toleman. В этой сравнительно небольшой команде он проводит один сезон, после чего в 1985 переходит в более сильную конюшню - Лотус, переход сопровождается трениями с командой Toleman, так как контракт с ней был подписан на два года и Toleman не хотела отпускать сильного пилота. Уже во второй гонке за Лотус он одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за Лотус с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По ходу 1987 года у него установились хорошие отношения с компанией Honda, и когда в конце сезона истек контракт с Лотус, его пригласили в команду Макларен, которая использовала моторы Honda. В 1988 году напарником Сенны по команде Макларен был Ален Прост, который на тот момент был уже двукратный чемпион мира, с этим человеком у бразильца связано долгое соперничество, которое получило большую огласку в СМИ и переросло во вражду между пилотами. В этом же году Сенна становится чемпионом мира. В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Стоит отметить, что ранее подобные нарушения вообще не наказывались маршалами. Вылет Сенны и Проста при заходе в правый поворот, бразилец на переднем плане шёл вторым В 1990 Прост не выдержав конкуренции бразильца переходит в Феррари. В конце сезона история повторилась, ситуация в чемпионате позволяла Сенне стать двукратным чемпионом при сходе Проста. И вот опять, на предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартует с поула, Прост второй, но он находится на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь нагнав Проста допустил столкновении, что привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Конечно данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был. Авария Сенны и Проста на гран-при Японии 1990, француз занимает первую позицию на переднем плане В 1991 Айртон становится трёхкратным чемпионом мира. В 1992 команда Вильямс существенно прибавила и Макларен оказался лишь на 4 и 5 местах по итогам чемпионата. В 1993 победное шествие Вильямс продолжилось уже во главе с Простом, который завоевал свой четвертый в карьере титул, красиво завершив свою карьеру, Айртон второй. В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика, как и жизнь ещё одного пилота, новичка Ф1 - Роланда Ратценбергера. Гран При Сан-Марино вошёл в историю Формулы-1 как "Чёрный Уикенд". Гран-При не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующем фото Сенна наблюдает за аварией Рубенса по монитору. На следующий день во время квалификации у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже «Villeneuve» его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер. Многие говорили о том, что гонку следует отложить. И сам Айртон Сенна на пресс-конференции сказал, что будь его воля, он поступил бы именно так: «Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое — идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие». В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, заработав накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами (Lotus) и Юрки Ярви Лехто (Benneton). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них, получивший наиболее тяжелые травмы, впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот «Tamburello» Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. Медики дали следующее заключение: Смерть в следствии большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он скончался. Версия с поломкой рулевой колонки была признана итальянским судом наиболее достоверной, несмотря на то, что экспертам так и не удалось достоверно определить произошла ли поломка непосредственно перед инцидентом или всё же в момент удара. Существует ещё одна версия, которой придерживаются в фильме National Geographic (см. видео внизу). По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота. Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами на которых, сотрудники команды Williams обвинялись в непредумышленном убийстве, многие утверждали, что команда намеренно скрыла факты и те несколько недостающих секунд предоставленной ими записи, а журналисты окрестили всё это "Чёрной главой в истории Формулы-1". 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директор Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины. В болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг, он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память об ушедшем накануне Ратценбергере! Видео того злополучного "Чёрного Уикенда" с аварией Рубенса и двумя фатальными инцидентами Ратценбергера и Сенны. Ссылка на ролик (обязательно посмотрите). Небольшой фильм National Geographic об Айртоне Сенне. Часть 1 (авария и предыстория)Часть 2 (причины) |
Выступления в карьере
Список всех команд Формулы-1, за которые выступал гонщик с итоговой информацией по каждому сезону.
Команда | Ст | Очк | Поб | Под | ЛФ | ЛС | Поул | Л.кр | Мест | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994 | Williams | 3 | 1 | 3 | 43 | |||||
1993 | McLaren | 16 | 73 | 5 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
1992 | McLaren | 16 | 50 | 3 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
1991 | McLaren | 16 | 96 | 7 | 12 | 1 | 1 | 8 | 2 | 1 |
1990 | McLaren | 16 | 78 | 6 | 11 | 1 | 1 | 10 | 2 | 1 |
1989 | McLaren | 16 | 60 | 6 | 7 | 1 | 1 | 13 | 3 | 2 |
1988 | McLaren | 16 | 90(94) | 8 | 11 | 1 | 1 | 13 | 3 | 1 |
1987 | Lotus | 16 | 57 | 2 | 8 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 |
1986 | Lotus | 16 | 55 | 2 | 8 | 1 | 1 | 8 | 4 | |
1985 | Lotus | 16 | 38 | 2 | 6 | 1 | 1 | 7 | 3 | 4 |
1984 | Toleman | 15 | 13 | 3 | 2 | 3 | 1 | 9 |
Результаты сезона 1994
Результаты пилота в сезоне 1994. Свободные заезды, квалификация, гонка, лучшие круги.
Гран-при | Команда | ПЗ | Время | Ст | ОЧ | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Williams | Ret | Spun off | 1 | ||||
2 | Williams | Ret | Collision | 1 | ||||
3 | Williams | Ret | Fatal Accident | 1 |
Результаты пилота за другие сезоны |
Габриэл Бортолето: Мне всегда хотелось быть немного похожим на Макса Ферстаппена Пилот “Kick Sauber” с 2025 года Габриэл Бортолето признался, что всегда хотел быть похожим на трехкратного... 16 Ноя 2024 |
|
Льюис Хэмилтон: Было бы здорово увидеть возвращение олдскульной Формулы-1 Семикратный чемпион мира и пилот “Mercedes” Льюис Хэмилтон хочет, чтобы в Формулу-1 вернулись механические... 10 Ноя 2024 6 |
|
| |
Эндрю Бенсон: Победу Ферстаппена на Гран-при Бразилии нужно внести в список великих Британский журналист Эндрю Бенсон считает, что победа трехкратного чемпиона мира и пилота “Red Bull”... 06 Ноя 2024 4 |
|
Льюис Хэмилтон поделился впечатлениями от пилотирования машины Айртона Сенны Семикратный чемпион мира и пилот “Mercedes” Льюис Хэмилтон поделился впечатлениями от пилотирования чемпионского... 03 Ноя 2024 1 |
|
Антонелли: В детстве я болел за Ferrari Молодой пилот Кими Антонелли, который в следующем сезоне будет выступать за коллектив Mercedes рассказал... 13 Окт 2024 2 |
|
Льюис Хэмилтон вспомнил свой первый чемпионский сезон в Mercedes Семикратный чемпион мира и пилот “Mercedes” Льюис Хэмилтон вспомнил свой первый чемпионский год в немецкой... 09 Сен 2024 2 |
|
Жак Вильнёв: Сейчас Лэнс Стролл – один из самых достойных гонщиков в пелотоне Чемпион Формулы-1 1997 года Жак Вильнёв считает, что пилот “Aston Martin” Лэнс Стролл по праву занимает... 18 Авг 2024 2 |
|
Шесть неожиданных переходов в Williams Вчера стало известно, что гонщик Карлос Сайнс подписал контракт с Williams. Испанца сватали в разные... 30 Июл 2024 9 |
|
Херберт: Макс запугивает своих соперников Бывший гонщик Формулы 1 Джонни Херберт, который в данный момент является стюардом FIA, был одним из тех... 02 Июл 2024 25 |
|
Макс Ферстаппен назвал топ-5 лучших гонщиков в истории Формулы-1 Трехкратный чемпион мира и пилот “Red Bull” Макс Ферстаппен назвал топ-5 лучших гонщиков в истории Формулы-1. “Знаете... 12 Июн 2024 7 |
|