Тактика undercut и overcut в 2025 году

На первый взгляд, Формула-1 — это гонка скоростей. Кто быстрее, тот и выиграл. Но те, кто следят за чемпионатом не первый сезон, знают: скорость — всего лишь поверхность айсберга. Победы в «Королеве автоспорта», на которую традиционно предлагают пари букмекеры с фрибетом, добываются не только на прямых и в поворотах, а ещё и на пит-лейне, в пите, на боксе, где каждая секунда — на вес подиума. В 2025 году две старые тактические схемы — undercut и overcut — снова оказались в центре стратегических баталий. Только теперь их применение выходит за рамки учебника. Формула-1, ставшая в последние годы невероятно плотной по пелотону, превратила смену шин в настоящий шахматный дебют. И, как в шахматах, выигрывает тот, кто просчитывает больше ходов вперёд.
Термины: ликбез
Но начнём по порядку. Что же такое undercut и overcut? Undercut — это ранний пит-стоп с целью воспользоваться свежими шинами и обойти соперника, пока тот ещё на изношенном комплекте. Overcut — наоборот: ты задерживаешься на трассе, выжимая максимум из старых шин в надежде на быстрые круги, а затем, побывав в боксах, возвращаешься вперёд. Казалось бы, оба варианта известны и понятны, применяются десятилетиями. Но Формула-1 2025 года — это не Формула-1 2010-х. И даже не 2021 года, когда Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон вели свои исторические сражения. Сегодня у нас совсем иная реальность: с новыми машинами, новыми правилами, более плотным пелотоном и невероятно тонкими различиями между успехом и провалом.
Undercut у Red Bull
Red Bull — команда, у которой слово undercut стало почти синонимом. В первой половине сезона 2025 они неоднократно доказывали: ранний пит-стоп — не только способ обойти, но и средство разрушить чужую стратегию. Макс Ферстаппен, чей стиль агрессивного пилотажа идеально подходит для атаки на свежих шинах, провёл несколько эталонных undercut-атак, в том числе на Гран-при Австралии и в Майами, когда голландцу удалось обогнать Леклера и Сайнса соответственно, выйдя из боксов уже впереди них. Инженерный штаб Red Bull работает в невероятном ритме: у них практически нет промаха с таймингом, и даже если соперники догадываются о попытке undercut, часто просто не успевают ответить.
Overcut у Mercedes
Но если Red Bull — мастера раннего хода, то Mercedes в 2025-м взяли под контроль обратную тактику. Джордж Расселл и возвращённый в строй Льюис Хэмилтон стали специалистами по overcut. Причём не просто по классическому «ещё пара кругов» — а по полному переосмыслению подхода. Команда Тото Вольфа в этом сезоне несколько раз сознательно жертвовала первой частью гонки, отпуская соперников вперёд, лишь бы сохранить шины в идеальном состоянии. Это особенно сработало в Барселоне, где Расселл, проиграв старт и упав на четвёртое место, остался на трассе на шесть кругов дольше Феррари и Red Bull. Его темп на изношенных, но прогретых шинах позволил не только компенсировать отставание, но и выйти с пит-стопа первым. Именно это дало Mercedes единственную победу в первой половине сезона.
Гонка в Формуле-1 в 2025 году — это не столько борьба болидов, сколько игра умов. Undercut и overcut из старых приёмов превратились в высокоточные инструменты.
26/06/2025 02:35