Технология DRS: как система снижения лобового сопротивления меняет динамику гонок

На скорости свыше 300 километров в час каждый миллиметр аэродинамики, каждый грамм прижимной силы или, наоборот, сопротивления, имеет значение. В мире Формулы-1 и других гоночных серий воздух — это враг и союзник одновременно. Он прижимает болид к трассе, но в то же время замедляет его, особенно при попытке обогнать соперника. Именно с этой дилеммой и борется технология DRS — система уменьшения лобового сопротивления. Впервые внедрённая в Формуле-1 в 2011 году, она моментально изменила динамику гонок, вызвав восторг у одних и споры у других. Но вне зависимости от эмоций, DRS стал неотъемлемой частью стратегического мышления команд и фактором, который зачастую решает судьбу гонки. Высокие технологии привлекают к Формуле-1 все большее количество фанатов, многие из которых не только заключают пари на победителей, но и имеют возможность получить в БК winline фрибет.
Для зрителя, наблюдающего трансляцию по телевизору, момент активации DRS выглядит почти незаметно. Пилот приближается к машине впереди, достигает зоны DRS, нажимает кнопку на руле — и заднее антикрыло словно приоткрывает створку. Никаких спецэффектов, только лёгкий визуальный щелчок, но именно он может означать: сейчас произойдёт обгон. Что же на самом деле стоит за этим движением?
С технической точки зрения, DRS (Drag Reduction System) — это регулируемый элемент заднего антикрыла. В активированном положении верхняя часть крыла приоткрывается, уменьшая угол атаки, а значит, и аэродинамическое сопротивление. Это позволяет автомобилю увеличить скорость на прямой, где прижимная сила не так важна, как способность «пробить» воздушный поток. В условиях обгона это имеет решающее значение. Основная проблема пилота, идущего позади, заключается в так называемом грязном воздухе. Потоки, идущие от задней части болида соперника, дестабилизируют аэродинамику, особенно на торможениях и в поворотах. DRS даёт шанс компенсировать этот недостаток за счёт лучшей максимальной скорости и приблизиться к сопернику настолько, чтобы попытаться обогнать.
Правила использования DRS чётко регламентированы. В Формуле-1 система может быть активирована только в специальных зонах, которые определяются заранее и объявляются до начала уикенда. Кроме того, пилот, чтобы получить право на использование DRS, должен находиться менее чем в одной секунде позади машины впереди на момент проезда контрольной точки. Это, казалось бы, простое правило добавляет гонке тактическую многослойность.
Команды и гонщики вынуждены учитывать множество факторов: стоит ли подбираться вплотную к сопернику заранее, чтобы активировать DRS в следующем секторе? Или, наоборот, придержать темп, чтобы воспользоваться DRS позже, на более длинной прямой? Возникает своеобразная шахматная партия на скорости 300 км/ч, где каждая активация кнопки может быть либо шансом на победу, либо риском потерять позицию.
Один из самых знаменитых примеров тактического использования DRS — дуэль Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена в Саудовской Аравии в 2021 году. Оба гонщика настолько чётко просчитывали зоны DRS, что в одном из эпизодов буквально притормаживали друг перед другом, чтобы не дать сопернику активировать систему. Это выглядело странно, почти комично, но демонстрировало высшую форму стратегического мышления.
15/05/2025 13:58