Обзор всех фатальных аварий Формулы 1 с видео материалами
История Формулы-1 насчитывает пол сотни фатальных аварий, отсчёт которых начинается с 1950 года. Кроме того на этапах гибли маршалы, зрители и волонтёры, но в данном видео обзоре рассматриваются только аварии среди пилотов. Все события представлены в обратном хронологическом порядке, поэтому начнём от обратного. |
Последней жертвой Формулы-1, и пожалуй одной из самых трагических, стал трёхкратный чемпион мира Формулы-1 Айртон Сенна, тот Гран При Сан-Марино 1994 года вошёл в историю Ф1 как "Чёрный уикенд", он унёс жизнь не только Сенны, но и Роланда Ратценбергера в квалификации, а так же чуть не забрал жизнь Рубенса Баррикелло на свободных заездах. Видео всех трёх моментов того чёрного уикенда представлено в следующем душевном видео:
Ниже представлен список из 50 жертв чемпионата, из которых в гонках погибло чуть меньше половины - 23 человека, на тестах - 14, на свободных заездах - 8 и в квалификациях - 5 человек. Американская трасса "Индианаполис-500" унесла жизни аж 9 человек. Стоит отметить, что данный этап 11 лет (1950-1960) по сути являлся чужеродным элементов в календаре, европейские пилоты практически не принимали участия в нём, а сам этап присутствовал в календаре только с целью популяризации чемпионата на американской земле. Так же в списке учтены аварии в так называемых "незачетных гонках", которые были довольно популярны в те времена. Стоит отметить, что и чемпионат не всегда носил название "Формула-1", а назывался просто "чемпионат мира среди пилотов".
Возможно из списка нужно было исключить двукратного чемпиона мира Джима Кларка, так как он разбился на этапе гонки Формулы-2, после своей победы в первой гонке сезона Ф1, возможно и двукратного чемпиона Альберто Аскари, который взял прокатиться Ferrari 750s у своего друга, всё довольно условно.
Есть и несколько нестандартных моментов: например Йохен Риндт стал единственным в истории Ф1 посмертным чемпионом мира, а Карл Скарборо смог проехать дистанцию гонки, но погиб от теплового удара во время страшной жары. Алан Стейси и Крис Бристоу разбились в одной гонке и практически в одном месте с интервалом всего в несколько минут, Том Прайс погиб от удара огнетушителем, сбитого им маршала, а авария Вольфганга фон Трипса унесла жизнь не только гонщика, но и 15 зрителей. Ниже вы сможете подробнее прочитать о каждой аварии, а так же посмотреть видео.
Гонщик | Команда | Дата | Трасса | Сессия | ||
---|---|---|---|---|---|---|
51 | ![]() | Жюль Бьянки | Marussia | 17.07.2015 | Япония, Сузука | Гонка |
50 | ![]() | Айртон Сенна | Уильямс | 01.05.1994 | Гран-при Сан-Марино, | Гонка |
49 | ![]() | Роланд Ратценбергер | Симтек | 30.04.1994 | Гран-при Сан-Марино, | Квалификация |
48 | ![]() | Элио де Анджелис | Брэбем | 15.05.1986 | Поль-Рикар, Франция | Тесты |
47 | ![]() | Рикардо Палетти | Озелла | 13.06.1982 | Гран-при Канады, Мон | Гонка |
46 | ![]() | Жиль Вильнёв | Феррари | 08.05.1982 | Гран-при Бельгии, Зо | Квалификация |
45 | ![]() | Патрик Дэпайе | Альфа-Ромео | 01.08.1980 | Хокенхайм, Германия | Тесты |
44 | ![]() | Ронни Петерсон | Лотус | 11.09.1978 | Гран-при Италии, Мон | Гонка |
43 | ![]() | Брайан МакГуайр | Williams | 29.08.1977 | Брэндс-Хэтч, Великоб | Тесты |
42 | ![]() | Том Прайс | Шэдоу | 05.03.1977 | Гран-при Южной Африк | Гонка |
41 | ![]() | Марк Донохью | Пенске | 19.08.1975 | Гран-при Австрии | Практика |
40 | ![]() | Хельмут Койнигг | Сёртиз | 10.06.1974 | Гран-при США, Уоткин | Гонка |
39 | ![]() | Питер Ревсон | Шэдоу | 22.03.1974 | Гран-при Южной Африк | Тесты |
38 | ![]() | Франсуа Север | Тиррелл | 06.10.1973 | Гран-при США, Уоткин | Квалификация |
37 | ![]() | Роджер Уильямсон | Марч | 29.07.1973 | Гран-при Голландии, | Гонка |
36 | ![]() | Йо Зифферт | БРМ | 24.10.1971 | трасса Брэндс-Хэтч, | Незачётная г |
35 | ![]() | Йохен Риндт | Лотус | 05.09.1970 | Гран-при Италии, Мон | Квалификация |
34 | ![]() | Пирс Каридж | Де Томазо | 21.06.1970 | Гран-при Голландии, | Гонка |
33 | ![]() | Брюс Макларен | Макларен | 02.06.1970 | трасса Гудвуд, Англи | тесты болида |
32 | ![]() | Герхард Миттер | БМВ | 01.08.1969 | Гран-при Германии, Н | Практика |
31 | ![]() | Жо Шлессер | Хонда | 07.07.1968 | Гран-при Франции, Ру | Гонка |
30 | ![]() | Майк Спенс | Лотус | 07.05.1968 | Индианаполис-500 | Тесты |
29 | ![]() | Джим Кларк | Лотус | 07.04.1968 | Германия, Хоккенхайм | гонка Формул |
28 | ![]() | Боб Андерсон | Брэбем | 14.08.1967 | Сильверстоун, Велико | Тесты |
27 | ![]() | Лоренцо Бандини | Феррари | 10.05.1967 | Гран-при Монако | Гонка |
26 | ![]() | Джон Тэйлор | Брэбем | 08.09.1966 | Гран-при Германии, Н | Гонка |
25 | ![]() | Карел-Годен де Бёфор | Порше | 02.08.1964 | Гран-при Германии, Н | Практика |
24 | ![]() | Рикардо Родригес | Лотус | 01.11.1962 | Гран-при Мексики, Ме | Практика |
23 | ![]() | Вольфганг фон Трипс | Феррари | 10.09.1961 | Гран-при Италии, Мон | Гонка |
22 | ![]() | Джулио Кабьянка | Купер | 17.02.1961 | Модена | Тесты |
21 | ![]() | Алан Стейси | Лотус | 19.06.1960 | Гран-при Бельгии, Сп | Гонка |
20 | ![]() | Крис Бристоу | Купер | 19.06.1960 | Гран-при Бельгии, Сп | Гонка |
19 | ![]() | Гарри Шелл | Купер | 13.05.1960 | Сильверстоун, Велико | Квалификация |
18 | ![]() | Жан Бера | Порше | 01.08.1959 | АФУС, Германия | Гонка подерж |
17 | ![]() | Айвор Бьюб | Купер | 01.08.1959 | Клермон-Ферран, Фран | Тесты |
16 | ![]() | Боб Кортнер | Cornis | 19.05.1959 | Индианаполис-500 | Тесты |
15 | ![]() | Джерри Анзер | Kurtis Kraft | 17.05.1959 | Индианаполис-500 | Тесты |
14 | ![]() | Стюарт Льюис-Эванс | Vanwall | 25.10.1958 | Гран-при Марокко | Гонка |
13 | ![]() | Питер Коллинз | Феррари | 03.08.1958 | Гран-при Германии, Н | Гонка |
12 | ![]() | Луиджи Муссо | Феррари | 06.07.1958 | Гран-при Франции, тр | Гонка |
11 | ![]() | Пэт О'Коннор | Kurtis Kraft | 30.05.1958 | Индианаполис-500 | Гонка |
10 | ![]() | Кэйт Эндрюс | Kurtis Kraft | 15.05.1957 | Индианаполис-500 | Практика |
9 | ![]() | Эудженио Кастеллотти | Феррари | 14.03.1957 | Модена | Тесты |
8 | ![]() | Билл Вукович | Kurtis Kraft | 30.05.1955 | Индианаполис-500 | Гонка |
7 | ![]() | Альберто Аскари | Феррари | 26.05.1955 | Монца | Тесты |
6 | ![]() | Манни Айюло | Kuzma | 16.05.1955 | Индианаполис-500 | Практика |
5 | ![]() | Онофре Маримон | Мазерати | 31.07.1954 | Гран-при Германии, Н | Практика |
4 | ![]() | Шарль де Торнако | Феррари | 18.09.1953 | Модена | Тесты |
3 | ![]() | Карл Скарборо | Kurtis Kraft | 30.05.1953 | Индианаполис-500 | Гонка |
2 | ![]() | Чет Миллер | Kurtis Kraft | 15.05.1953 | Индианаполис-500 | Практика |
1 | ![]() | Раймон Соммер | Купер | 10.09.1950 | Гран-при Верхней Гар | Незачётная г |
Жюль Бьянки (Япония, Сузука, 2014) | |
![]()
| 5 октября 2014 года во время Гран-при Японии в сложных погодных условиях Жюль неудачно вылетел с трассы на последних кругах, врезавшись на скорости 126 км/ч в работавший в зоне безопасности эвакуатор, убиравший болид Адриана Сутиля, разбившего здесь машину кругом ранее. Гонка была остановлена на 9 кругов раньше, чем планировалось. Первоначально стало известно что Бьянки был без сознания, так как не отвечал на радиокоманды со стороны команды и маршалов. Благодаря любительской записи стало известно, что левая часть болида Marussia была очень сильно повреждена, а каркас уничтожен, так как он попал под трактор. Удар был настолько сильным, что болид Sauber (который в то время был уже поднят трактором) упал на землю. Первая медицинская помощь была оказана уже на месте аварии, перед тем как его транспортировали в медицинский центр трассы. Из-за сложных погодных условий стало ясно, что использование медицинского вертолёта невозможно. В результате аварии француз получил тяжёлую травму головы и был переправлен в ближайший госпиталь, где ему была сделана срочная операция по удалению образовавшейся гематомы. Но после дополнительного обследования врачи поставили диагноз — диффузное аксональное повреждение головного мозга. В первые дни в прессе высказывались разные утверждения по поводу того, с какой скоростью произошла авария (200 км/ч) и перегрузки 50g (490 м/с²). По неподтверждённой информации, основанной на отчетах FIA, речь идет от скорости 212 км/ч и о перегрузках 92g. 17 июля 2015 от полученных в той аварии травм Жюль скончался... В Формуле-1 смерть Бьянки стала первым фатальным инцидентом с 1994 года. Marussia. Гонкагран-при |
Айртон Сенна (Гран-при Сан-Марино, Имола, 1994) | |
![]()
| Айртон Сенна, мастер квалификаций своего времени и трёхкратный чемпион мира, в 1994 году перешел из команды «McLaren» в команду «Williams», к чему стремился более двух лет.
|
Роланд Ратценбергер (Гран-при Сан-Марино, Имола, 1994) | |
![]()
| Роланд Ратценбергер стал первым погибшим пилотом Формулы 1 за 8 лет, прошедшие с момента гибели Элио де Анжелис в 1986 году. Трагедия произошла в печально известный «черный уик-энд» в ходе квалификации Гран-при Сан-Марино, состоявшейся 30 апреля 1994 года. При выходе из поворота «Tamburello» на скоростной прямой в результате воздействия высокой прижимной силы у Simtek Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. Обломок попал под днище болида, машина потеряла управление и вылетела с трассы. В скоростном вираже «Villeneuve» Simtek на скорости 314,9 км/ч ударился о стену, затем по инерции дошел до выхода из поворота «Tosa» и остановился. Болид Роланда Ратценбергера практически не пострадал. Пилот в результате аварии получил перелом основания черепа и скончался, не приходя в сознание. Однако, до сих пор неизвестно, в какой именно момент наступила смерть Ратценбергера, на трассе или, как официально сообщается, по прибытию в госпиталь. По итальянским законам гибель пилота на трассе означала закрытие автодрома и отмену гонки, чего не могла допустить FIA. Именно по этой причине через несколько дней французская газета Liberation обвинила федерацию в подтасовке фактов. Но доказать что-либо уже было невозможно, а трагическая авария Роланда Ратценбергера быстро забылась после гибели Айртона Сенны во время воскресной гонки. За несколько дней до смерти Роланда спросили, не боится ли он погибнуть в Формуле 1. Пилот ответил, что люди погибают на войне – это страшно, а гонки – забава и игра. Увы, «игра» в Сан-Марино, оказалась последней, а дебютный сезон не принес ему ни одного очка. Симтек. Квалификациягран-при |
Элио де Анджелис (Поль-Рикар, Франция, 1986) | |
![]()
| В 1986 году Элио де Анджелис покинул команду Lotus и перешел в Brabham, сменив бразильского автогонщика и на тот момент двукратного чемпиона мира Нельсона Пике. В Гран-при Франции во время тестов 15 мая 1986 года за рулем болида должен был находиться его напарник по команде, Риккардо Патрезе. Но в последнюю минуту планы изменились, и на трассу Поль Рикар выехал де Анджелис. В скоростной связке «Esses de la Verrerie» BT55, потеряв заднее антикрыло, сошел с трассы и подскочил на поребрике, а затем на скорости 250 км/ч ударился об ограждение. После удара болид перевернулся и загорелся, самостоятельно выбраться из него Элио де Анджелис не смог. Прибывшие на место аварии маршалы лишь через 8 минут извлекли пилота из кокпита. Из полученных травм были обнаружены поломанная ключица и небольшие ожоги спины. Через полчаса на автодром прибыл медицинский вертолет, и Элио был доставлен в госпиталь Марселя. Но несмотря на все старания медиков, через 29 часов пилот скончался. Причиной смерти стало сильное отравление угарным газом в результате несвоевременно оказанной медицинской помощи. Перелом ключицы и небольшие ожоги молодой парень смог бы легко пережить. Брэбем. Тесты
|
Рикардо Палетти (Гран-при Канады, Монреал, 1982) | |
![]()
| Рикардо Палетти дебютировал в 1982 году в команде Osella. 13 июня 1982 года во время старта гонки Гран При Канады заглох обладатель поул-позиции Дидье Пирони. Гонщик поднял руку, чтобы сообщить о том, что с его машиной возникли проблемы. По неизвестной причине его сигнал не был замечен, и был дан зеленый свет. Гонка началась, пилоты, стартовавшие за Пирони, резко сворачивали, обходя неподвижное Ferrari. Из-за создавшейся суматохи стартовавший 23-им Рикардо Палетти не заметил стоящий болид и врезался в него на скорости 180 км/ч. От сильного удара пилот, получивший травму груди, потерял сознание. Пока маршалы пытались извлечь пострадавшего Палетти из кок-пита, выбежавший бензин воспламенился, сильное пламя охватило болид. Когда пожар был потушен, спасатели осторожно освободили Рикардо. Раненый пилот на вертолете был доставлен в госпиталь, где он скончался от полученных травм и ожогов. Озелла. Гонкагран-при |
Жиль Вильнёв (Гран-при Бельгии, Зольдер, 1982) | |
![]()
| Жозеф Жиль Анри Вильнев – канадский гонщик и отец чемпиона мира Жака Вильнева – погиб 8 мая 1982 года на трассе Золдер в Бельгии. Во время проведения квалификации при входе в поворот его Ferrari задел передним колесом болид Йохана Масса. Машина несколько раз перевернулась и упала на середину трассы, чудом не задев проезжающего мимо Йохана. Во время одного из переворотов Жиля выбросило из кокпита. Пилот пролетел над трассой и упал к отбойникам на другую сторону гоночной полосы. Прибывшая на место аварии бригада медиков попыталась оказать Вильневу первую медицинскую помощь, но как оказалось позже, пилот получил серьезный перелом позвоночника – перелом основания черепа. На специальном медицинском автомобиле его доставили в госпиталь Святого Рафаэля. Персонал больницы боролся за его жизнь почти 6-ть часов, но в 21:12 Жиля Вильнева не стало. Феррари. Квалификациягран-при |
Патрик Дэпайе (Хокенхайм, Германия, 1980) | |
![]()
| Патрик Депайе разбился насмерть 1 августа 1980 года в Германии. Во время тестов на трассе Хоккенхаймринг, в конце скоростной прямой на его Alfa Romeo развалилась подвеска. Болид потерял управление, сошел с трассы и ударился об ограждения. Пилот погиб на месте от полученных травм. Альфа-Ромео. Тесты |
Ронни Петерсон (Гран-при Италии, Монца, 1978) | |
![]()
| Последняя гонка Ронни Петерсона состоялась 10 сентября 1978 года на трассе Монца в Италии. После прогревочного круга болиды гонщиков начали занимать исходное положение на стартовой решетке. Большая часть пилотов уже заняли свои места и ожидали сигнала стартера. В какой-то момент Марио Адретти и Жиль Вильнев, занимавшие первое и второе место соответственно, начали медленно двигаться вперед. Всё внимание стартера переключилось на них. Он дает старт гонке, не заметив, что последние ряды болидов еще не остановись. Несмотря на это основная часть гонщиков успешно стартует. Ронни Петерсон оказался не готов к такому началу гонки. Зазевавшегося шведа быстро обошли несколько пилотов. За ними справа от Ронни зашел Джеймс Хант. Обоих пилотов справа опережает Джоди Шектер. Пользуясь его аэродинамической тенью, Риккардо Патрезе пытается атаковать Ханта. Но трасса в этот момент сужается и для трех болидов, идущих бок о бок, не хватает места. Пытаясь остаться на трассе, Патрезе задевает своими колесами колеса Ханта. Болид Джеймса подскакивает и задевает болид Ронни. Lotus Петерсона на скорости 120-150 км/ч практически под прямым углом уходит в стену. В результате мощного удара машина загорается и возвращается на трассу. Ноги Ронни оказываются зажаты рулевым колесом. К нему на помощь спешит Джеймс Хант. Через несколько минут ему удается вытащить раненого Петерсона. Ронни получил множественные переломы ног, его доставили в госпиталь Милана, где успешно провели операцию. Но ночью состояние ухудшилось. Врачи диагностировали жировую эмболию, закупорка сосудов привела к тяжелым повреждениям мозга. На следующее утро, одиннадцатого сентября 1978 года Ронни Петерсон умер. Лотус. Гонкагран-при |
Брайан МакГуайр (Брэндс-Хэтч, Великобритания, 1977) | |
![]()
| Погиб во время тестов на Брендс-Хетч. На болиде Брайана вышел из строя педальный узел, машина вылетела с трассы и Брайан погиб. В той аварии так же погиб пожарный, который оказался на пути движения автомобиля. Williams. Тесты |
Том Прайс (Гран-при Южной Африки, Кьялами, 1977) | |
![]()
| В 1977 года Том Прайс выступал за команду Shadow-Ford, его напарником был итальянец Ренцо Дзордзи. Пятого марта во время гонки Гран При Южной Африки Ренцо был вынужден остановить свой болид на обочине из-за проблем с топливной системой. В тот момент, когда пилот стал вылезать из кокпита, машина несколько раз вспыхнула. К горящему болиду с противоположной стороны трека поспешили два маршала с огнетушителями. Один из них успел перебежать трассу, а второй был сбит насмерть проезжавшим мимо Прайсом. Скорость болида в момент удара составляла 270 км/ч, и машина разделила тело маршала практически надвое. Пожарника отбросило на несколько метров, выпавший из его рук огнетушитель ударил Тома по голове. Сила удара была такой, что огнетушитель отскочил вверх, перелетел через трибуны и ударился в припаркованный на автостоянке автомобиль. Ударом шлем на пилоте был резко сорван вверх, Том был частично обезглавлен его ремнем. Смерть пилота была мгновенной. Его неуправляемый болид сошел с трассы и правым боком двигался вдоль ограждающего барьера. Через какое-то время его резко развернуло, он выехал на трек и столкнулся с болидом Жака Лаффита, после чего обе машины ударились об отбойник. Болид Прайса превратился в груду искореженного железа. Шэдоу. Гонкагран-при |
Марк Донохью (Гран-при Австрии, 1975) | |
![]()
| В середине сезона 1975 года команда Penske-Ford отказалась от проблемного PC1 и перешла на March 751. Во время пятничной практики на стартовой прямой Донохью потерял управление над болидом. Машина вылетела с трассы и, сбив по пути двух маршалов, ударилась в ограждение. Один из маршалов скончался на месте, второй был серьезно ранен, но сам Марк практически не пострадал. Он сказал, что ударился головой то ли об ограждение, то ли о деревянный каркас рекламного щита. Однако на следующий день он обратился в госпиталь с сильной головной болью. Спустя несколько дней Донохью впал в кому и умер от кровоизлияния в мозг. Пенске. Практика |
Хельмут Койнигг (Гран-при США, Уоткинс-Глен, 1974) | |
![]()
| Австрийский гонщик Хельмут Койнигг трагически погиб во время гонки Гран При США на трассе Уоткинс-Глен 10 июня 1974 года. На 9-ом круге гонки из-за спустившего заднего колеса пилот потерял управление, его болид сошел с трассы и ударился об отбойники. Скорость машины была относительно небольшая, но по стечению обстоятельств нижняя часть отбойника была ненадежно закреплена и сломалась под силой удара. Пробив нижнюю часть, Surtees-Ford Хельмута, пролетел под верхней частью ограждения, которая обезглавила пилота. Гонка не была остановлена в связи с трагическим происшествием. По некоторым данным, болид с телом гонщика был просто накрыт брезентом до окончания гонки. Сёртиз. Гонкагран-при |
Питер Ревсон (Гран-при Южной Африки, Кьялами, 1974) | |
![]()
| В начале 70-х Питер Ревсон выступал за команду McLaren. В 1974 году из-за возникших конфликтов он перешел в команду Shadow. Машины были весьма быстрыми, однако это не позволило набрать его ни одного очка в первых двух этапах сезона. Перед третьим этапом, Гран При Африки, команда проводила тесты на трассе Кялами (22 марта), когда до Гран При оставалась ещё неделя. На скоростной прямой Ревсон потерял управление над болидом из-за неожиданно лопнувшего титаного болта крепления передней подвески. На скорости 300 км/ч машина сошла с трассы, ударилась о барьер ограждения и загорелась. В результате удара болид был полностью разбит, а у гонщика не было шансов выжить. В команде Питера Ревсона заменил Том Прайс, который погиб через 3-и года в этом же Гран При. Шэдоу. Тесты |
Франсуа Север (Гран-при США, Уоткинс-Глен, 1973) | |
![]()
| Франсуа Север дебютировал в Формуле 1 в 1970 году. Он пришел на смену Джонни Серво-Гавену, который неожиданно покинул команду Tyrrell в начале сезона. В последующие годы Север выступал не хуже своего напарника и лидера команды Джеки Стюарта. Шестого октября 1973 года он погиб в результате аварии во время квалификации Гран При США на трассе Уоткинс-Глен, где в 1971 одержал свою единственную победу. Ответ на вопрос, почему произошла эта трагедия, не был найден. Скорее всего, причиной стал особый стиль пилотирования француза. В связке поворотов «Esses» Франсуа слишком близко прижался к левой стороне трассы, зацепил обочину и, потеряв управление, пересек трек и ударился под углом почти 90 градусов об отбойник на другой стороне. От полученных травм Север погиб на месте. Тиррелл. Квалификациягран-при |
Роджер Уильямсон (Гран-при Голландии, Зандфорт, 1973) | |
![]()
| Роджер Уильямсон дебютировал в 1973 году в составе команды March. 29 июля 1973 года во время гонки Гран При Голландии из-за проблем с подвеской Роджер теряет контроль над болидом. Машина вылетает с трассы и ударяется о рельс безопасности. От сильного удара болид переворачивается и по инерции продолжает скользить по трэку, высекая искры. Спустя еще несколько секунд March вспыхивает. Идущий за Уильямсом Девид Перли, увидев аварию, останавливается и бросается на помощь еще живому пилоту. Роджер звал на помощь. Перли несколько раз тщетно пытался перевернуть горящий болид. Подоспевшие маршалы оказались не готовы к чрезвычайной ситуации, на них не было огнеупорных костюмов, и потому они не могли помочь Девиду. Единственного огнетушителя не хватило на то, чтобы сбить огонь. Пожарная машина отказывалась ехать к Уильямсону, поскольку гонка всё еще не была прекращена. Перли несколько раз пытался остановить кого-нибудь из проносящихся мимо гонщиков. Но они проезжали мимо, подумав, что это он попал в аварию, его болид горит, но сам пилот остался невредим и предупреждает их, чтобы они были осторожны. С трибун на помощь попытались придти зрители, но их остановила служба безопасности. Когда Перли понял, что положение безнадежно, его охватило отчаянье. Уильямсон умер от удушья. Первая пожарная машина пришла лишь через 8 минут, когда всё уже было кончено. За проявленную отвагу в попытках спасти жизнь Роджеру Уильямсону Дэвид Перли был награжден Медалью Георга. Марч. Гонкагран-при |
Йо Зифферт (трасса Брэндс-Хэтч, Великобритания, 1971) | |
![]()
| В 1971 году швейцарский гонщик Йо Зифферт выступал за команду BRM. Последний сезон в его карьере был самым удачным – неплохое выступление, победа в Гран При Австрии в Остеррайхринге и 5 место в личном зачете. 24 сентября 1971 года пилот принимал участие во внезачетной гонке в Брэндс-Хэтче (Brands Hatch Victory). Зифферт стартовал с первого места, но гонка для него закончилась трагически. На 1-ом круге его BRM получил повреждения в результате инцидента с Ронни Петерсоном, однако Зифферт смог продолжить гонку. Но в результате полученных ранее повреждений на 15-ом круге болид потерял управление из-за разрушения подвески, перевернулся и сразу же загорелся. Пилот оказался зажатым в разбитой машине, не смог самостоятельно покинуть кокпит и умер от удушья. БРМ. Незачётная гонка |
Йохен Риндт (Гран-при Италии, Монца, 1970) | |
![]()
| Посмертный чемпион мира! В сезоне 1970 года Йохен Риндт выступал за команду Lotus и уверенно держал лидерство в личном зачете на протяжении 9-и этапов, набрав к Гран При Италии 45 очков. Во время практики в Монце Риндт и Колин Чепмен (британский автоконструктор) решили не использовать крылья в надежде увеличить скорость болидов. По результатам заездов Чепмен отказался от таких настроек машины, посетовав на то, что болид не держал прямой траектории. Риндт же отметил, что его машина ехала значительно быстрее, а потому на следующий день в квалификации Йохен выехал на трек без крыльев. На треке пилоту удалось увеличить максимальную скорость до 330 км/ч. На 5-ом круге при торможении перед Параболикой болид Риндта стал слегка вилять, а после резко свернул влево, ударился об отбойник, после чего отлетел, сделал несколько оборотов и остановился. Вся передняя часть болида была разбита, но гонщик, вероятно, остался бы живым, если бы его четырехточечный ремень безопасности не захлестнулся у него на шее. Причиной смерти пилота стал перелом основания черепа. На последующих этапах сезона никто не смог набрать больше очков, чем было у него, и Йохен Риндт – стал единственным гонщиком, получившим чемпионский титул посмертно. Лотус. Квалификациягран-при |
Пирс Каридж (Гран-при Голландии, Зандфорт, 1970) | |
![]()
| Пирс Каридж трагически погиб 7 июня 1970 года во время гонки Гран При Голландии на трассе Зандфорт. В одном из скоростных поворотов болид Пирса потерял управление по причине поломки передней подвески или рулевого управления. Машина покинула трассу и ушла в зону безопасности, образованную из песчаных дюн. На одной из них болид подскочил и перевернулся. Двигатель сорвало с креплений, разлившийся бензин вспыхнул, начался сильный пожар. Для уменьшения веса De Tomaso в конструкции болида и в деталях подвески использовались сплавы магния. Магний горел настолько сильно, что вспыхнули растущие рядом деревья и кустарники. Расследование показало, что Пирс Каридж скорее всего погиб до начала пожара, поскольку на шлеме пилота был след от сильного удара, в результате которого гонщик получил серьезную травму головы и/или шеи. По одним данным удар нанесло оторвавшееся во время аварии колесо, по другим – отлетевшее переднее антикрыло. Де Томазо. Гонкагран-при |
Брюс Макларен (трасса Гудвуд, Англия, 1970) | |
![]()
| Брюс Макларен известен не только, как замечательный гонщик, но и как инженер-конструктор, внесший большой вклад в создание и развитие своих автомобилей. В 1963 году он основал команду Bruce McLaren Motor Racing Limited (нынешний McLaren) и начал разрабатывать свой первый болид. Дебют команды на гонках Формулы 1 состоялся в 1966 году в Гран При Монако. В 1968 году в Гран При Бельгии на трассе Спа-Франкоршам Брюс Макларен занял первое место на подиуме и тем самым принес первую победу своей команде. 2 июня 1970 года во время испытаний новой машины McLaren M8D Брюс трагически погиб. Перед поворотом «Woodcote» на трассе Гудвуд в Англии заднюю часть болида занесло на большой скорости. Потеряв аэродинамическую прижимную силу, машина резко развернулась, вылетела с трассы и ударилась об ограждения. Пилот погиб мгновенно. Макларен. тесты болида серии Кан-Ам |
Герхард Миттер (Гран-при Германии, Нюрбургринг, 1969) | |
![]()
| Герхард Миттер родился в Чехословакии, но после войны его семья перебралась в Германию, в пригород Штутгарта. В юности Герхард увлекался мото- и автогонками, участвовал в соревнованиях и дорабатывал шасси и двигатели своей техники. Он выиграл более 40-а гонок Формулы Junior и в 1960 стал чемпионом Германии. Porsche предложил Миттеру должность инженера-испытателя. С 1963 года Герхард участвовал во всех домашних Гран При Формулы 1 на трассе Нюрбургринг. Во время пятничной практики перед Гран При Германии 1969 года из-за проблем с задней подвеской болид Миттера потерял управление и вылетел с трассы. Из-за полученных травм пилот скончался. БМВ. Практика |
Жо Шлессер (Гран-при Франции, Руан, 1968) | |
![]()
| В 1968 команда Honda завершила работу над новым болидом RA302, в устройстве которого впервые применила воздушную систему охлаждения двигателя. Само шасси было выполнено из алюминиево-магниевого сплава. Основной пилот команды Джон Сертиз после тестирования RA302 отказался его пилотировать, назвав машину потенциально смертельной ловушкой. Однако Honda всё же решила использовать болид в Гран При Франции на трассе в Руане. Место за рулем было предложено местному герою гонок Жо Шлессеру. Накануне гонки прошел сильный ливень. После двух кругов RA302 буквально соскользнул с трассы в повороте Six Frères и ударился боком о подножье холма. Бензин из разорвавшихся топливных баков попал на горячие детали двигателя и загорелся. Из-за использования в конструкции болида сплава магния начался сильный пожар, который с трудом удалось потушить. Жо Шлессер сгорел заживо. В память о погибшем друге конструктор Формулы 1 Ги Лижье стал давать своим болидам порядковый номер, начинающийся с букв «JS». Хонда. Гонкагран-при |
Майк Спенс (Индианаполис-500, 1968) | |
![]()
| Майк Спенс стал последней жертвой Индианаполиса в Формуле-1. На тестах в Индианаполисе, Спенс потерял контроль над своей машиной и попал в аварию. Колесо, оторвавшееся от его машины попало в шлем пилота, и через несколько часов гонщик скончался в больнице. Лотус. Тесты |
Джим Кларк (Германия, Хоккенхаймринг, 1968) | |
![]()
| Погиб в дождевой гонке Формулы-2 на трассе Хоккенхаймринг (Германия) 7 апреля 1968 года. На скользком асфальте Джим Кларк не справился с управлением, хотя бывший маршал (свидетель данного происшествия) полагает, что у него лопнула покрышка на левом заднем колесе. Автомобиль вынесло боком в сторону обочины, где он ударился о дерево и развалился на три части. В результате пилот погиб, а на месте его аварии теперь установлен памятный крест. По сути не является жертвой Ф-1, так как разбился в Формуле-2. В тот год Дмим выиграв первую гонку Ф-1 в сезоне, но на старт второго этапа в мае по понятным причинам уже не вышел... Лотус. гонка Формулы-2 |
Боб Андерсон (Сильверстоун, Великобритания, 1967) | |
![]()
| Погиб во время тестов в Сильверстоуне. Хотя Андерсон погиб в «Брэбеме», машина была заявлена как частная команда. Брэбем. Тесты |
Лоренцо Бандини (Гран-при Монако, 1967) | |
![]()
| Трагедия случилась в гонке Гран При Монако, которая проходила 7 мая 1967 года. На 81-ом круге Бандини не смог вписаться в шикану в районе порта и на полной скорости врезался в обложенную мешками с соломой причальную тумбу. Это не позволило Бандини вылететь в море, но от удара у его «Феррари» отлетели левые колеса и не выдержал бензобак, машина перевернулась и загорелась. Пожарные и маршалы гонки четыре долгих минуты тушили болид и зажатого между асфальтом и перевёрнутой машиной гонщика, который не мог выбраться из огня. После, гонщик пролежал на краю трассы ещё минут пятнадцать – в ожидании машины скорой помощи, которая доставила его в больницу Княгини Грейс с 70%-ми ожогами. Три дня спустя (в среду 10 мая 1967) Лоренцо Бандини умер. В его похоронах принимало участие больше ста тысяч человек. Феррари. Гонкагран-при |
Джон Тэйлор (Гран-при Германии, Нюрбургринг, 1966) | |
![]()
| Попал в аварию во время гонки в Германии, которая проходила 7 августа 1966 года, болид Тейлора столкнулся с машиной Жаки Икса, вылетел с трассы и загорелся, в результате чего гонщик умер от ожогов через несколько недель (8 сентября 1966 года в Кобленце). Брэбем. Гонкагран-при |
Карел-Годен де Бёфор (Гран-при Германии, Нюрбургринг, 1964) | |
![]()
| Погиб на свободных заездах перед Гран При Германии, попав в тяжелую аварию и скончавшись на следующий день (по некоторым источникам три дня спустя). Порше. Практика |
Рикардо Родригес (Гран-при Мексики, Мехико-Сити, 1962) | |
![]()
| В 1962 году выступал в чемпионате Ф1 за Феррари. Погиб в квалификации на внезачётном Гран При Мексики в Мехико (выступая за Лотус), врезавшись в отбойник и получив многочисленные раны. Лотус. Практика |
Вольфганг фон Трипс (Гран-при Италии, Монца, 1961) | |
![]()
| На Гран При Италии случилась самая страшная авария за всю историю Формулы 1, которая унесла жизнь не только гонщика, но и пятнадцати зрителей. Трагедия случилась на Гран При Италии в Монце. На первом круге гонки из-за столкновения с Джимом Кларком, болид Вольфганга фон Трипса налетел на ограждениеи и взлетел над трибуной зрителей, самого гонщика выбросило из машины, но выжить ему это не помогло, а его болид пролетел дальше, вращаясь в горизонтальной плоскости по головам зрителей (по разным источникам погибло 13-15 человек). Феррари. Гонкагран-при |
Джулио Кабьянка (Модена, 1961) | |
![]()
| Погиб на тестах в Модене (Италия) в несвойственной для Формулы 1 аварии, которая унесла жизни ещё трёх человек. У гонщика отказала коробка передач, заклинив на 4-ой скорости, пилот не мог снизить скорость и поехал через открытые ворота за пределы трека на оживлённую трассу «Виа Эмилия», там он столкнулся с автомобилем 18-и летнего Энрико Моро, а затем врезался в мастерскую напротив ворот. В том ДТП участвовало семь транспортных средств: велосипед, мотоцикл, фургон и три припаркованные машины. Водитель фургона и мотоциклист погибли мгновенно, фургон влетел в тяжелые металлические блоки и один из них убил велосипедиста, Энрико Моро был серьёзно ранен, но выжил. Джулио Кабьянка был в сознании, но скончался в тот же день в рядом расположенной больнице «Санкт-Агостино». Позже механик (возможно механик гонщика) заявил, что данная коробка не предназначалась для установки на болиды Ф1. Купер. Тесты |
Алан Стейси (Гран-при Бельгии, Спа-Франкоршан, 1960) | |
![]()
| Погиб во время гонки на этапе в Бельгии. В той гонке Стейси стартовал с последнего ряда и к 25 кругу уже шёл шестым. В правом повороте "Бурневиль" в лицо гонщика врезалась птица, пилот потерял управление, а автомобиль вылетев с трассы и перелетев трёхметровый забор упал в поле. Алан Стейси погиб всего через несколько минут после фатальной аварии Криса Бристоу на 20-ом круге гонки. И в нескольких десятках метрах от места его аварии. Лотус. Гонкагран-при |
Крис Бристоу (Гран-при Бельгии, Спа-Франкоршан, 1960) | |
![]()
| Жизнь Криса Бристоу оборвалась на Гран При Бельгии 1960, на 19 круге гонки Крис боролся за позицию с Вилли Мэрессом и не справившись с управлением вылетел с трассы, в повороте Мальмеди, прямо в ограду из колючей проволоки, которая трагически обезглавила гонщика. Купер. Гонкагран-при |
Гарри Шелл (Сильверстоун, Великобритания, International Trophy, 1960) | |
![]()
| Разбился во время тренировки к незачётной гонке International Trophy в Сильверстоуне. Гарри потерял управление над своим болидом, который кувырком влетел в кирпичную стену. Он был довольно популярным гонщиком и его смерть была большой потерей для автоспорта. Купер. Квалификация? |
Жан Бера (АФУС, Германия, 1959) | |
![]()
| Погиб в гонке поддержки перед Гран При Германии в 1959 году. Асфальтовое полотно, из-за проливного дождя было довольно влажным, машину Жана занесло и выкинуло с трассы на обочину, где был установлен флагшток, в который и влетел его болид. Бера был выброшен из кувыркающейгося болида и, возможно, мог бы уцелеть, отделавшись лишь переломами, но, ударившись в полете о флагшток, скончался. Следом за французом ехал Вольфганг фон Трипс, который стал свидетелем этой страшной и довольно нелепой аварии, он был настолько шокирован, что отказался от участия в основной гонке. Вольфганг фон Трипс погиб два года спустя в страшнейшей аварии в Формуле-1. Порше. Гонка подержки |
Айвор Бьюб (Клермон-Ферран, Франция, 1959) | |
![]()
| Фатальная авария произошла на трассе Charade Circuit недалеко от города Клермон-Ферран (Франция), на болиде Формула-2. Шесть дней спустя после аварии Айвор скончался от полученных травм в больнице, неподалёку от трека. Купер. Тесты |
Боб Кортнер (Индианаполис-500, 1959) | |
![]()
| Стал очередной жертвой Индианаполиса, разбившись о стену в северо-восточном повороте, во время тренировки, за две недели до старта гонки. Cornis. Тесты |
Джерри Анзер (Индианаполис-500, 1959) | |
![]()
| Во время тренировки за две недели до гонки в Индианаполисе, Джерри Анзер получил сильные ожоги в аварии в районе стартовой прямой и скончался через 17 дней. Kurtis Kraft. Тесты |
Стюарт Льюис-Эванс (Гран-при Марокко, 1958) | |
![]()
| Жизнь британца оборвалась в последней гонке сезона 1958 года, которая проходила в Марокко 19 cентября. На 42 круге гонки у его болида взорвался мотор, и в кокпит пилота хлынуло вспыхнувшее кипящее масло. Машину выбросило на обочину, а объятый пламенем гонщик из последних сил всё же смог выбраться из кокпита. Его срочно отправили в Британию, но спустя шесть дней он скончался от полученных обширных ожогов. Vanwall. Гонкагран-при |
Питер Коллинз (Гран-при Германии, Нюрбургринг, 1958) | |
![]()
| Погиб в гонке Гран При Германии в 1958 году. Коллинз вылетел в повороте Pflanzgarten, был выброшен из автомобиля и ударился о дерево. Получив травмы головы, скончался в больнице в Бонне. Феррари. Гонкагран-при |
Луиджи Муссо (Гран-при Франции, трасса Реймс-Гу, 1958) | |
![]()
| Погиб во время французского этапа в 1958 году. Луиджи не справился с управлением в повороте Muizon и был выброшен из кувыркавшегося автомобиля. Получив смертельные ранения, скончался в больнице в Реймсе. Феррари. Гонкагран-при |
Пэт О'Коннор (Индианаполис-500, 1958) | |
![]()
| Пэта О'Коннора как и многих других забрал американский Индианаполис. Его болид в скоростном повороте перелетел через Джимми Риса, после чего Пэт скончался в горящем автомобиле, получив смертельную травму головы. Kurtis Kraft. Гонкагран-при |
Кэйт Эндрюс (Индианаполис-500, 1957) | |
![]()
| Кэйт Эндрюс разбился насмерть в Индианаполисе о внутреннюю стену в северо-западном повороте, во время тренировки за две недели до гонки. Kurtis Kraft. Практика |
Эудженио Кастеллотти (Модена, 1957) | |
![]()
| Разбился на тестах в итальянской Модене. В тот день на трассе шёл дождь и не справившись с управлением, Кастеллотти врезался в барьер. Авария закончилась гибелью пилота, которому на тот момент было 26 лет. Феррари. Тесты |
Билл Вукович (Индианаполис-500, 1955) | |
![]()
| В 1955 году Билл привычно вышел в лидеры гонки, когда перед ним сильный порыв ветра резко дернул в сторону автомобиль кругового пилота. Болид закрутило, на трассе возникла куча-мала и в ней, кто-то ударил Kurtis Craft Билла – болид перелетел через ограждение, рухнул на землю и несколько раз перевернулся. Травмы гонщика оказались несовместимы с жизнью. Kurtis Kraft. Гонкагран-при |
Альберто Аскари (Монца, 1955) | |
![]()
| Жизнь двухкратного чемпион мира завершилась в 1955 году на тестах в итальянской Монце. 25 мая 1955 года Аскари принял предложение своего друга Эудженио Кастелотти (который погиб два года спустя) проехать несколько кругов на новой спортивной Ferrari 750s. Ни шлема ни очков у Альберто с собой не было, поэтому он одолжил их у Эудженио, несмотря на то, что он был весьма суеверен . На третьем круге в повороте "Виалон" машина Аскари потеряла управление и вылетела с трассы, сделав несколько переворотов. Гонщика выбросило из кабины, он перелетел через живую изгородь и ударился о землю. По дороге в госпиталь Альберто скончался, не приходя в сознание. Феррари. Тесты |
Манни Айюло (Индианаполис-500, 1955) | |
![]()
| Американский автогонщик, который участвовал в Формуле-1 только на этапах в Индианаполисе, где и разбился в 1955 году о стену в юго-западном повороте, во время квалификации за две недели до гонки. Kuzma. Практика |
Онофре Маримон (Гран-при Германии, Нюрбургринг, 1954) | |
![]()
| Жертва Нюрбургринга. Разбился насмерть в квалификации пред Гран При Германии. В одном из поворотов Маримон не смог грамотно рассчитать траекторию и его «Мазерати», пробив ограждение, вылетел с трассы и сделав несколько переворотов вниз по склону завершил жизнь гонщика, который считался протеже чемпиона мира Хуана Мануэля Фанхио. Мазерати. Практика |
Шарль де Торнако (Модена, 1953) | |
![]()
| Погиб во время свободных заездов на внезачетной гонке в Модене. На сложном участке трассы Шарль не смог справиться с управлением, в результате чего его Ferrari перевернулся, а Шарль получил тяжелые травмы головы и шеи. Медицинское обеспечение того Гран При было настолько не подготовленным, что гонщик скончался в салоне обычного автомобиля, на котором его хотели отвезти в госпиталь. Феррари. Тесты |
Карл Скарборо (Индианаполис-500, 1953) | |
![]()
| Единственный пилот Формулы-1, который скончался не в результате аварии. Трагедия случилась на американском Индианаполисе-500, её ещё называют «самой жаркой Пятисоткой». В тот день солнце нагрело «овал» аж до 60 градусов. Пилоты были вынуждены меняться за рулём болидов. Ветеран Карл Скарборо смог проехать 69 кругов, но выбравшись из кокпита упал на асфальт. После он скончался в больнице от теплового удара и перегрева. Kurtis Kraft. Гонкагран-при |
Чет Миллер (Индианаполис-500, 1953) | |
![]()
| Чет Миллер разбился насмерть о стену в юго-западном повороте во время тренировки за две недели до гонки Kurtis Kraft. Практика |
Раймон Соммер (Гран-при Верхней Гаронны (Кадурс), 1950) | |
![]()
| Раймон Соммер погиб 10 сентября 1950 г., через семь дней после завершения первого в истории чемпионата Формулы-1, во время второстепенной гонки в классе до 500 кубов в Тулузе на трассе "Кадур". Считается, что у его "Cooper" заклинил ступичный подшипник, в результате чего машина потеряла управление.Раймон Соммер погиб 10 сентября 1950 г., через семь дней после завершения первого в истории чемпионата Формулы-1, во время второстепенной гонки в классе до 500 кубов в Тулузе на трассе "Кадур". Считается, что у его "Cooper" заклинил ступичный подшипник, в результате чего машина потеряла управление. Купер. Незачётная гонка |
|